close

Экономическая грамотность

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для детей 5 - 7 лет

По старым педагогическим канонам не рекомендовалось обсуждать денежные проблемы в присутствии ребенка. Но в современном мире все изменилось. Если вашему ребёнку исполнилось три года, а он до сих пор не понимает, что кошелек родителей не резиновый, пора остановиться, выдохнуть и объяснить своей кровиночке, что такое деньги и как они достаются. Ваш ребенок, внук или племянник должен понимать, что деньги надо зарабатывать и что это немалый труд. 

Давайте разберемся как привить ребенку правильное отношение к деньгам. 

  ·       В первую очередь надо понимать дети учатся в первую очередь тогда, кода просто видят, как ведут себя родители. 
·       Ребенок должен участвовать в обсуждении будущих покупок, разговоры о семейном бюджете не должны вестись за закрытыми дверьми. Конечно, нет необходимости обсуждать с дошкольником размер вашей зарплаты, но семилетний ребенок уже должен понимать, каким образом в семье появляются и тратятся деньги. Так закладывается основа его будущей финансовой грамотности! 
·       Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности. Причем возрастом доля самостоятельных расходов ребенка должна расти: если в 7 лет деньги тратятся только на «хотелки», то в 14 лет подросток уже может оплачивать из карманных денег часть собственных развлечений, мобильную связь и пр. Это научит ребенка постепенно понять свои возможности и научиться эффективно планировать расходы. 
·      Доверяйте детскому выбору. Ребенок может совершать ошибки при распоряжении собственным бюджетом, но только так можно получить необходимый опыт и научиться сопоставлять свои желания и возможности. Ребенок должен понять, что потраченных денег не вернуть. 
·      Задача карманных денег для детей заложить основы будущей финансовой грамотности и дать ребенку почувствовать себя самостоятельным, но это не должно становиться способом влиять на его поведение или отношение к вам. Появление денег должно быть предсказуемым процессом, а действия родителей – последовательными, а не стихийными или зависящими от их настроения. 
·      Полностью дистанцироваться от детского кошелька тоже не стоит. Ребенок должен знать, что с родителями всегда можно посоветоваться и получить поддержку, а не осуждение. Помогайте ему постепенно освоить финансовые премудрости. Если ребенок мечтает о новом велосипеде посоветуйте, как он может накопить на него. 
·      Психологи сходятся во мнении поощрять школьника за хорошие отметки не стоит: ребенок все-таки учится не для того, чтобы порадовать вас и заработать денег, а чтобы получить знания. 

Посещение магазина. Психологи уверяют, что посылать за покупками детей можно с шести лет. Это тренирует полезные навыки. При этом, посылая малыша за покупками, можно преподносить это не только и столько как домашнюю обязанность, помощь маме/папе, но и как элемент познания финансовой грамотности. Если вдруг сдачи не хватает, то можно дружелюбно порекомендовать быть в следующий раз внимательнее в процессе познания реальной жизни. 

Отказы. Нельзя потакать ребенку во всех прихотях, вы же понимаете что деньги не растут на деревья, попробуйте объяснить это и вашему ребенку. Делать это нужно с 3-5 лет, чтобы ребенок привык к понятиям «нет денег», «их надо заработать», «надо накопить». 

Карманные деньги. Этот вопрос наверное один из самых трудных в финансовом воспитании детей. Должны ли у ребенка быть личные деньги? С какого возраста? Эти вопросы волнуют многих родителей. 
Ребенок начинает воспринимать деньги как всеобщий эквивалент только к 6-7 годам. Если это так, то этого возраста давать деньги ребенку не стоит. Но далее ребенок должен иметь свои личные накопления, чтобы приучаться ценить деньги, делать накопления. Ребенок непременно должен чувствовать себя полноценным членом семьи, обсуждение с ребенком крупных семейных покупок, совместное ведение семейного бюджета помогают подготовиться ему к взрослой жизни, научиться управлять своими желаниями.
   
- Задача родителей — обучить детей самым разным навыкам взрослого человека. Одни относятся к личной гигиене (чистить зубы, ходить в туалет), другие — к технике безопасности (переходить улицу), третьи — к нормам общения (здороваться, просить вещью попользоваться, говорить «нет»). Финансы — это тоже естественная часть взрослой жизни, поэтому рано или поздно ребёнка нужно обучать навыку обращаться с деньгами, - говорит семейный психолог Пётр Дмитриевский. 

Чем раньше вы заложите основы отношений ребенка с деньгами, тем легче ему будет во взрослой жизни. Финансовая грамотность нужна, чтобы научиться правильно распределять деньги, планировать расходы, копить, а также привыкать к ответственности и самостоятельности. Между прочим, от общего уровня финансовой грамотности населения страны во многом зависит ее экономическое развитие! 

 

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?